TransInfo

Грузоперевозки в России. Почему меры государства, направленные на поддержку дорожного транспорта, не приносят результатов?

Эту статью можно прочитать в 9 минут

Аудиторско-консалтинговая компания Ernst&Young (EY) провела опрос среди представителей отрасли грузоперевозок, цель которого – проанализировать позиции транспортной системы России в мире, тенденции развития, показатели грузообразующих областей, перспективы развития отрасли грузоперевозок, источники финансирования, сдерживающие факторы и меры государственной поддержки. 

Рост мировой торговли — одного из ключевых драйверов развития транспортных систем — в 2018 году оказался ниже ожиданий. По итогам года он составил 3 проц. (ранее прогнозировался рост в 3,9 проц.) против 4,6 проц. в 2017 году. Тем не менее, в 2018 году объем автомобильных перевозок вырос на 2,6 проц., а грузооборот — на 1,6 проц.

Индекс эффективности логистики России

На коммерческие перевозки приходится лишь треть объема перевезенных грузов и более половины грузооборота. Причина — в более высокой средней дальности коммерческих перевозок. Согласно данным Росстата, опубликованным в сборнике «Транспорт в России 2018»), в 2017 году доля коммерческих перевозок в пригородном сообщении составила 17 проц., в междугороднем — 30 проц., а в международном — 97 проц. . В 2018 году увеличились перевозки экспортных грузов в направлении стран ЕС, и в то же время снизился импорт на данном направлении.

Перевозка грузов и грузооборот автомобильного транспорта России

Какие проблемы в отрасли грузоперевозок видят её участники?

Опрос EY выделил следующие проблемы:

– низкая прозрачность рынка,

– искусственное занижение цен,

– высокая фрагментированность рынка,

– устаревший автопарк,

– недостаточные темпы роста экономики РФ,

– устаревшая нормативная база,

– недостаточное развитие электронного документооборота,

– длительность процедур документарного, таможенного оформления грузов.

Какие меры поддержки предоставляет или планирует предоставить государство?

К мерам государственной поддержки в обзоре отнесены:

– внедрение системы «Платон» и все изменения, которые направлены на поддержание её функционирования.

– заключение Соглашения между правительствами РФ и КНР о международном автомобильном сообщении.

–  проект Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации», главной задачей которого является создание единого общенационального реестра автоперевозчиков.

Также в планах Министерства Транспорта России

– разработка регламентов, направленных на минимизацию порожнего пробега автомобилей, уменьшение времени простоя в погрузо-разгрузочных пунктах и повышение использования грузоподъёмности,

– развитие автоматизированных систем управления движения,

– государственная поддержка мер обновления автопарка,

– развитие автодорожной инфраструктуры, в частности строительство скоростной автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань, строительство обхода г. Тольятти,

– реконструкция дорог на подъездах к морским портам и создание мультимодальных транспортно-логистических центров,

– улучшение транспортной коммуникации между административными центрами субъектов.

Объем инвестиций по государственной программе РФ "Развитие транспортной системы"

Почему меры государственной поддержки не поддерживают?

Согласно мнению экспертов канала о логистике, транспорте и грузоперевозках Трогай!, всё просто – потому что они не направлены на то, чтобы улучшить условия сферы грузоперевозок. Меры государственной поддержки в большинстве своем строятся на ограничениях и повышении минимального порога входа в отрасль. Но это в корне неправильная позиция.

С помощью внедрения единого реестра грузоперевозчиков государство планирует решить такие проблемы, как низкая прозрачность и фрагментированность рынка, а также искусственное занижение цен. В нём будут прописаны определенные требования к перевозчикам, за неисполнение которых их будут наказывать. Но вероятнее всего его создание приведет не к тому, что отрасль станет прозрачной, а к тому, что те перевозчики будут искать способ продолжить работу в обход закону.

«Платон» – это не столько поддержка, а дополнительная нагрузка на перевозчиков

Теоретически «Платон» должен повышать прозрачность рынка и улучшать состояние дорог. Но по факту эта система отнимает много сил и средств у перевозчиков. И это если не брать в расчёт то, что представители «Платона» не публикуют полноценные отчёты о результатах своей деятельности, а значит и оценить в полной мере, куда пошли деньги, перевозчики не могут.

Эксперты выделили 4 причины того, что именно с «Платоном» не так:

1. «Платон» непрактичен

Несмотря на то, что компания стремиться автоматизировать процессы регистрации и оплаты в платежной системе, всё равно есть определенные требования, которые вызывают у пользователей сложности.

Во-первых, регистрация. Для удобства пользователям «Платона» на выбор предоставляют три способа регистрации: в центрах информационной поддержки пользователей, в личном кабинете или через терминал самообслуживания. И если с терминалами и личными кабинетами всё попроще, то для регистрации оффлайн всё ещё требуются документы и их заверенные копии (привет единым базам данных, где уже есть эта информация!).

Во-вторых, взимание платы. Для этого есть два инструмента: бортовое устройство и маршрутная карта. Последний, например, уже морально устарел. Плюс составление маршрутных карт требует времени и сил, которые не всегда есть у перевозчиков. Особенно если это ИП, сотрудничающий с разными компаниями.

Бортовое устройство, на первый взгляд, действительно являются более инновационным инструментом для взимания платы. И ещё выдаётся бесплатно. Но чтобы его получить, необходимо лично приехать в центр «Платона», а также не забыть, что у него есть срок эксплуатации (всего 3 года!), по истечению которого его необходимо заменить. Это тоже требует времени и личного присутствия. А если у компании таких бортовых устройств 20, и выданы они все в одно и то же время? Кто в этом случае заплатит ей за простой – непонятно.

2. «Платон» несправедлив

«Платон» обязует оплачивать проезд по федеральным трассам каждого, у кого масса транспортного средства составляет более 12 тонн. И при этом не важно, какой автомобиль у пользователя: соответствует ли он стандарту Евро-5 или нет, какая у него осевая нагрузка (чем она больше, тем больший вред транспортное средство наносит дорожному полотну).

Таким образом, «Платон» не стимулирует владельцев транспортных средств к изменениям, которые будут только способствовать улучшению ситуации на дорогах, а лишь заставляет выживать с тем, что у них есть сейчас.

3. «Платон» скрытен

За неполные пять лет работы на сайте компании не появилось ни одного отчёта, который бы в полной мере иллюстрировал бы то, как распределяются деньги пользователей. Пользователи лишь видят новости о том, какое количество денег собрано и какие объекты отремонтированы, но понять общую картину с помощью небольших инфографик достаточно сложно.

Также в системе не учитываются, по каким дорогам ездят автомобили: насколько они качественные и не ведут ли там какие-то ремонтные работы, которые бы мешали проезду. Это тоже было бы отличным показателем деятельности организации.

4. «Платон» не всегда эффективен

Главная цель «Платона» – это сбор средств на возмещение вреда, который наносят грузовые автомобили дорожному полотну. Но у системы есть и сопутствующие задачи, вроде отслеживания грузопотока по тем или иным участкам трасс, а также «обеление» рынка грузоперевозок. И если с первым «Платон» вроде бы справляется, то со вторым скорее нет, чем да.

Создавая дополнительные расходы для компаний и предпринимателей, которые работают честно, система дает возможность перевозчикам, которые по разным причинам там не зарегистрированы, предлагать клиентам более выгодные цены на перевозку груза, а значит и более выгодные условия сотрудничества. А это никак не способствует развитию честной конкуренции на рынке грузоперевозок.

Соглашение между Россией и Китаем

Соглашение между Россией и Китаем – это неплохое решение, которое может положительно сказаться, как на экономике страны, так и на отрасли грузоперевозок. Но есть одно «но» – это мера не первой необходимости. Есть более важные проблемы, которые требуют решения. А как же устаревшая нормативная база и недостаточная развитость электронного документооборота?

Работа в направлении создания единой цифровой платформы ведётся уже давно. Оценить её результаты пока нельзя. Но для перевозчиков негабаритных и опасных грузов это скоро изменится.

С устаревшей нормативной базой, судя по планам, Минтранс начнёт работу с регламентов. А это скорее всего снова будут ограничения, которых и так в отрасли достаточно.

Какие шаги со стороны государства ждут перевозчики?

EY узнали у представителей отрасли и это. В качестве поддержки сферы автомобильных грузоперевозок её участники ждут следующие действия от государства:

  1. Налоговые льготы при развитии проектов в отрасли.
  2. Финансовая поддержка инфраструктурных проектов в отрасли.
  3. Установление долгосрочных тарифов, связанных с пользованием объектами государственной инфраструктуры.
  4. Развитие практики государственно-частного партнерства в области финансирования строительства транспортной инфраструктуры.
  5. Специальные меры поддержки, например, специальные инвестиционные контракты, льготы, предоставляемые территориями опережающего развития.
  6. Упрощение процедуры получения документов, необходимых для деятельности на территории РФ (сертификация, лицензирование и т д.).
  7. Увеличение объемов финансирования профильного образования, развития науки.
  8. Стимулирование использования транспортных средств, позволяющих эффективнее пользоваться возможностями существующей инфраструктуры.
  9. Изменения в таможенном законодательстве.
  10. Ограничение на присутствие иностранных компаний.

Фот. Ernst&Young (EY)

Теги