TransInfo

Фот. AdobeStock/Barks

Россия поможет Украине получить доступ к огромному рынку ЕС. От этого в первую очередь выиграют логистические компании

Если бы не нападение России на Украину, интеграция этой страны с Европейским союзом еще долго оставалась бы в сфере деклараций, но война изменила подход политиков ЕС, и сегодня этот процесс уже начался в реальности, утверждает Мацей Вронский, президент польской ассоциации работодателей автотранспортного сектора Transport Logistyka Polska (TLP).

Эту статью можно прочитать в 8 минут

В качестве доказательства своего тезиса Мацей Вронский указывает на соглашение между Европейским союзом и Украиной, либерализующее двусторонние перевозки и позволяющее свободный транзит через территории сторон.

«Существует большая вероятность того, что после окончания войны, чтобы облегчить восстановление Украины, это соглашение будет продлено», – сказал Мацей Вронский порталу transport-manager.co.uk.

Президент TLP уверен – этого будет добиваться европейский бизнес, заинтересованный в активном участии в этом процессе. Тем более что в восстановлении Украины, вероятно, будут задействованы крупные фонды помощи от Европейского союза и Соединенных Штатов.

«Восстановление Украины будет означать дальнейшее ускорение интеграции украинской экономики в экономику ЕС. Рано или поздно Украина станет членом Евросоюза или ассоциированным государством, входящим в Европейское экономическое пространство (…)», – сказал Мацей Вронский.

Все получат выгоду

Эксперт говорит, что это прекрасная возможность для всех сторон – Европейского союза, Польши, Украины, и уже «особенно для тех государств-членов ЕС, которые основывают свое развитие на экспорте промышленных товаров и высокотехнологичных услуг».

По его мнению, это также возможность для польских предпринимателей, преимущества которых заключаются в непосредственном соседстве Польши с Украиной, схожем культурном коде, относительно хорошем знании украинских реалий и схожем языке.

А украинцы, с другой стороны, могут нарастить значительную транспортную мощь на европейском рынке – во-первых, благодаря более низким затратам украинских транспортных компаний, а во-вторых, потому что сегодня украинские перевозчики не несут так называемых регулятивных издержек, вытекающих из законодательства ЕС.

«Следует ожидать, что с постепенной интеграцией Украины и ЕС украинские автоперевозчики рано или поздно получат доступ к единому рынку Европейского союза», – сказал Мачей Вронский, отметив, что это окажет негативное влияние на польский транспортный сектор.

По его мнению, это вызов для польских перевозчиков, но вместо того, чтобы бороться с конкурентами, следует использовать их ресурсы. Как?

«Ответ на этот вопрос может дать экономическая история нашей страны, где после 2004 года нашли пристанище те западные компании, которые правильно оценили наш потенциал. Вместо того, чтобы бороться с польской конкуренцией, используя только свои местные ресурсы, дальновидные западные предприниматели перенесли значительную часть своей операционной деятельности на нашу территорию. Это дало им преимущество прямого доступа к большому внутреннему рынку, более дешевые затраты на ведение бизнеса и квалифицированные человеческие ресурсы (менеджеры, водители и административный персонал). И, как выяснилось спустя годы, решения, принятые ими в то время, позволили им развивать свой бизнес с выгодой для себя и для нашей страны», – пояснил президент TLP.

Фот. Волынская таможня/Facebook

Польша – главный инвестор

Польские и украинские экономисты и представители различных отраслей – финансовой, строительной, логистической – согласны с тем, что развитие автомобильного транспорта в Украине и увеличение грузообмена с Европейским союзом, особенно в то время, когда торговля ЕС с Россией находится на минусе, является значительной возможностью для польской экономики.

Объем прямых польских инвестиций в Украину может вырасти до 30 миллиардов долларов в следующие пять лет, уверяет Польский экономический институт (PIE). Это на много больше, чем ожидалось.

«По нашим оценкам, помимо прямого участия в реконструкции, масштаб польских прямых инвестиций может увеличиться до 30 млрд. долларов в ближайшие 5 лет. (…) Это почти 30-кратное увеличение», – сообщает институт. 

В мае текущего года спикер министерства иностранных дел Польши Лукаш Ясина заявил, что Варшава хочет иметь одну из лидерских позиций среди тех, кто будет помогать Украине в послевоенном восстановлении экономики страны.

«Благодаря своему географическому положению и динамично развивающемуся двустороннему экономическому сотрудничеству Польша хотела бы играть ведущую роль в процессе послевоенного восстановления Украины. Мы осознаем, что опыт Польши как логистического центра для нынешней помощи Украине является большим преимуществом, которое будет использовано для построения международного партнерства в контексте восстановления Украины», – отметил представитель польского МИД, которого цитирует портал ukrinform.ua.

По его словам, в этом контексте ключевое значение будет иметь расширение и модернизация существующей транспортно-логистической, приграничной и трансграничной инфраструктуры между Украиной и Польшей.

Фот. Олександр Кубраков/facebook

Это подтверждает и Мачей Вронский, который отметил, что огромной возможностью для польских инвесторов являются инвестиции в логистические объекты, такие как транспортные узлы, наземные терминалы и склады. Этому способствует как коммуникационное расположение приграничных регионов с Украиной, так и опыт поляков.

«В сфере логистических услуг мы можем воспользоваться нашим ноу-хау, более высокой насыщенностью польских компаний передовыми технологиями и квалифицированным персоналом», – сказал президент TLP.

Лукаш Ясина также отметил, что польские предприниматели хорошо понимают потребности украинского рынка и стремятся развивать партнерство с украинскими субъектами.

«В этом контексте нас радует рост присутствия украинского бизнеса в Польше. Сейчас уже около 26 тыс. компаний, в которых одним из акционеров является украинская компания или физическое лицо с гражданством Украины», – констатировал представитель МИД Польши.

Доступ к рынку ЕС

Ричард Штайнберг и Анна Берсио из Института европейской политики в Берлине еще в 2016 году утверждали, что украинцы выиграют от открытия европейского рынка прежде всего благодаря своим товарам.

«С запланированным полным приведением украинского законодательства в соответствие с acquis communautaire (правовая концепция в системе правовых норм Европейского союза – ред.) исчезнут нетарифные барьеры в торговле. Таким образом, украинские компании получат доступ не только к рынку ЕС, но и многих других стран. Это большая возможность (…). Мы думаем, что интеграция с Европой заставит модернизировать промышленность, которая сможет конкурировать за рубежом, и повысит качество украинских товаров. Права потребителей в Украине также будут лучше защищены», – сказали аналитики.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба написал в твиттере, что „лучшее решение, которое сейчас может принять Евросоюз – это немедленно взять Украину в свой состав”.

«Исторические времена требуют больших и исторических решений, способных коренным образом изменить динамику событий. Это решение – именно такое», – говорил он в прошлом году.

Ничего удивительно, ведь открытие европейского рынка это увеличение украинского экспорта, что ведет к наращиванию производства и новым рабочим местам, а также большого импорта, благодаря чему растет конкуренция, снижаются цены, а качество товаров и услуг повышается.

«Наша цель абсолютно ясна. Она заключается в том, чтобы как можно скорее начать переговоры о членстве Украины в Европейском союзе. Цель – принять такое решение в этом году. Мы не потеряем ни одного дня в нашей работе по сближению Украины и ЕС», – заявил президент Украины Владимир Зеленский на саммите ЕС-Украина в начале этого года.

Польский опыт показал, что большая страна спустя год после вступления в ЕС может стать европейским лидером в экономическом росте. ВВП Польши за первые 10 лет членства в Европейском союзе вырос более чем в 2 раза – с 218 до 521 миллиарда долл. То же самое произошло и с Литвой. Экономическое развитие Литвы выглядит особенно успешным при рассмотрении долгосрочных тенденций и в сравнении с другими странами ЕС. В 2003 году, до вступления Литвы в ЕС, ВВП на душу населения в Литве составлял около половины среднего показателя ЕС, а к 2013 году он составил уже 74 проц. 

http://t.me/transinforu

Теги