TransInfo

Китай все больше открывается на иностранные инвестиции

Эту статью можно прочитать в 13 минут
|

30.10.2020

Наблюдаемое в последние годы открытие Китая и уменьшение ограничений и запретов на иностранные инвестиции нашли свое выражение во введенных в 2020 г. изменениях.

Иностранные инвестиции в КНР разрешены, однако если данная отрасль или сфера действия находится в негативном списке, существуют ограничения или запрет на размещение в них иностранного капитала.

Публикация таких списков увеличивает прозрачность и понятность правительственных ограничений, касающихся иностранных инвестиций, учитывает также механизм дальнейшего уменьшения количества ограничений.

В Китае существует два разных набора специальных административных мер (негативных списков) в сфере запрета доступа к иностранным инвестициям: один – для пилотажных зон свободной торговли (Негативный список FTZ), второй для остальной части страны (Национальный негативный список).

Обновление списков

Публикуемые ежегодно с 28 июля 2017 г. Государственным комитетом по развитию и реформам КНР (NDRC) и Министерством торговли КНР (The Ministry of Commerce, MOFCOM) негативные списки систематически уменьшают количество ограничений и запретов для иностранных инвесторов в определенных отраслях и сферах деятельности. Для инвесторов (в рамках Национального негативного списка) список уменьшился с 40 в 2019 г. до 33 в 2020 г. (на 17,5 процента по сравнению с 2019 г.), а для инвесторов в пилотажных зонах свободной торговли (в рамках Негативного списка FTZ) со 190 до 45 в 2018 г., 37 в 2019 г. и 30 в 2020 г. (на 18,9 процента по сравнению с 2019).

В процессе дальнейшего открытия экономики и улучшении бизнес-среды, а также в связи с новым законом об иностранных инвестициях в КНР, вступившим в силу 1 января 2020 г. установлен более ранний, чем в прошлых годах срок обновления обоих негативных списков.

Премьер КНР Ли Кэцян хочет уменьшить негативное влияние COVID-19 на иностранные инвестиции.

На исполнительном заседании Государственного совета 10 марта 2020 г. премьер-министр Ли Кэцян сказал, что быстрая реакция необходима, чтобы «показать нашу детерминацию к дальнейшему открытию на международное сообщество и для уменьшения негативного влияния COVID-19 на иностранные инвестиции».

В свою очередь 23 июня 2020 г. были опубликованы два обновленных негативных списка: Национальный негативный список 2020 и Негативный список FTZ. Оба списка начали действовать с того же дня, тем самым негативные списки от 2019 г. были отменены.

Новые негативные списки от 2020 г. обеспечивают доступ иностранным инвесторам к некоторым отраслям, таким как финансы, инфраструктура, транспорт, производство, сельское хозяйство, фармакология и образование.

Национальный негативный список от 2020 г. вводит несколько важных изменений:

(1) Финансы

В соответствии с негативными списками от 2019 г. доля иностранных инвесторов в акционерных обществах, обществах, управляющих инвестиционными фондами, обществах срочных контрактов (фьючерс) и компаниях страхующих жизнь не могла превышать 51 процент. Недавно 11 октября 2019 г. и 13 марта 2020 г.

Китайская Комиссия по контролю банковской и страховой деятельности объявила на своем сайте, что с 1 апреля 2020 г. вышеуказанные ограничения, касающиеся лимита доли иностранных инвесторов, будут отменены. Это нашло свое отображение в обоих негативных списках от 2020 г.

Ограничение максимальной доли иностранных инвесторов было удалено, что означает открытие китайского финансового сектора на иностранный капитал (и в соответствии с обязательствами Китая в рамках «первой фазы» торгового договора между США и Китаем, который вступил в силу 14 февраля 202 г.).

(2) Инфраструктура

В соответствии с негативными списками от 2019 г. инвестиции в строительство и эксплуатацию городских водно-канализационных сетей в городах, насчитывающих 500 тыс. и более жителей были разрешены только китайским субъектам (должны иметь контрольный пакет).

Это ограничение было удалено из негативных списков 2020 г. Иностранные инвесторы могут иметь контрольный пакет в совместных товариществах занимающихся строительством и эксплуатацией водно-канализационных сетей в городах свыше 500 тыс. жителей.

(3) Транспорт

В соответствии с негативными списками от 2019 г. иностранные инвестиции в системы контроля воздушного движения были полностью запрещены. Негативные списки от 2020 г. предоставляют иностранным инвесторам возможность размещения капитала в некоторых сферах «Управления воздушным движением», то есть первичное постановление «запрещающее инвестировать в системы контроля воздушного движения» изменено на «запрет участия только в строительстве и эксплуатации командно-диспетчерских пунктов».

Уменьшение ограничений доступа к производству и сельскому хозяйству.

Новый Национальный негативный список еще сильнее смягчил доступ иностранных инвестиций к сфере производства и сельского хозяйства.

(1) Производство

В Национальном негативном списке от 2020 г. отменено ограничение, касающееся максимальной доли иностранного капитала в компаниях, производящих транспортные средства специального назначения, транспортные средства на новой энергии и автомобилей промышленного назначения (ограничение от 2019 г. требовало, чтобы доля капитала китайских инвесторов составляла «не менее 50 процентов»).

Согласно объявлениям, в 2022 г. будут отменены лимиты на долю иностранного капитала для легковых автомобилей, а также будет отменено ограничение, в соответствии с которым один иностранный инвестор может основать в Китае до двух совместных товариществ для производства одинакового типа автомобилей.

Кроме того, в соответствии с Национальным негативным списком от 2020 г., иностранным инвесторам не запрещается размещать капитал в выплавку и переработку радиоактивных материалов и производство ядерного топлива. В пилотажных зонах свободной торговли это было разрешено и раньше.

(2) Сельское хозяйство

Согласно Национальному негативному списку от 2019 г. селекция и выращивание новых сортов пшеницы и кукурузы, а также производство семян пшеницы и кукурузы могут контролироваться исключительно китайскими субъектами.

На данный момент, в соответствии с негативным списком 2020 г., инвесторам предоставлена возможность иметь больше долей в капитале компаний, занимающихся «селекцией и производством новых сортов пшеницы» (минимальная доля собственного капитала китайских инвесторов уменьшена с «контрольного пакета» до «не менее 34 процентов» – такое положение уже действовало касательно пилотажных зон свободной торговли).

Селекция и выращивание новых сортов кукурузы и производство семян кукурузы может выполняться только фирмой, контролируемой китайской стороной.

Открытие в пилотажных зонах свободной торговли

В Китае функционирует 18 пилотажных зон свободной торговли: в Шанхае (первая, основанная в 2013 году), Гуандун, Тяньцзинь, Фуцзянь, Ляонин, Чжэцзян, Хэнань, Хубэй, Чунцин, Сычуань, Шэньси, Хайнань, Шаньдун, Цзянсу, Гуанси, Хэбэй, Юньнань и Хэйлунцзян.

Если пилотаж пройдет положительно, очередным шагом будет введение изменений во всей стране.

Они были созданы для тестирования международных торговых и инвестиционных правил, упрощенных процедур регистрации экономической деятельности и других элементов юридическо-административной среды, поддерживающей бизнес. Если пилотаж пройдет положительно, очередным шагом будет введение изменений на национальном уровне.

По сравнению с Национальными негативными списками, Негативные списки FTZ с самого начала характеризовались более быстрым и широким уровнем открытия на иностранные инвестиции. Еще Негативный список FTZ от 2019 г. предоставлял иностранным инвесторам возможность размещать капитал, например, в ловлю в морских и пресноводных водоемах, принадлежащих Китаю, а компании, занимающиеся печатью, уже не должны были контролироваться китайскими инвесторами. Однако в дальнейшем ограничения по доли иностранных инвесторов в этих сферах не смягчены в рамках Национального негативного списка 2020.

Негативный список FTZ содержит несколько изменений:

(1) Фармакология

Удалено положение запрещающее инвестирование в использование техник переработки отваров традиционной китайской медицины, таких как готовка на пару, жарка на пару, выпечка и кальцинация китайских травяных лекарств и в производство рецептурных лекарств кроме китайских лекарств, защищенных патентом.

(2) Образование

Иностранным образовательным учреждениям, другим иностранным организациям и физическим лицам разрешено основывать образовательные учреждения, при условии, что они будут принимать, прежде всего, граждан Китая.

Изменения в соответствии с Законом об иностранных инвестициях КНР.

Оба негативных списка от 2020 г. тесно связаны с законодательными и исполнительными положениями. Они доработаны до соответствия с новым Законом об иностранных инвестициях КНР и его исполнительными положениями.

Одновременно со вступлением в силу закона были отменены специальные формы совместных компаний, включающие китайско-иностранные торговые совместные общества и китайско-иностранные кооперативные совместные общества.

В этих формах были возможны иностранные инвестиции в исследования рынка и медучреждения. На данный момент в обоих негативных списках от 2020 г. находится лишь общая формулировка, что инвестиции в исследования рынка и медучреждения «ограничиваются до совместных компаний», то есть в дальнейшем могут выполняться в форме совместных обществ, но без различия их формы.

Новые исключения из ограничений и запретов

В оба негативных списка от 2020 г. добавлено, что после ознакомления соответствующим отделом Государственного Совета и утверждения Государственным Советом определенных иностранных инвестиций, возможны освобождения от ограничений, содержащихся в списках.

Однако не установлены подробности, такие как требования, процедуры и документы, необходимые для такого освобождения.

Оценка Торговой палаты ЕС в Китае

Торговая Палата Евросоюза (The European Union Chamber of Commerce) функционирующая в Китае с 2000 г. считает обновленные негативные списки от 2020 г. очередным маленьким шагом вперед в китайской реформе, направленной на большее открытие. Смягчение ограничений в селекции и выращивании новых сортов пшеницы и производстве семян пшеницы или выплавке и переработке радиоактивных материалов и производстве ядерного топлива имеет ограниченное значение для членов Палаты (более 1700 членов, представляющих различного размера компании с иностранными инвестициями различных бизнес-секторов, действующих в Китае).

Вместо этого они ожидают другие изменения на основании предыдущих обязательств, например в секторе промышленного автомобилестроения.

За последние годы лимиты капитала были отменены в банковской сфере.

Отмена ограничений, касающихся лимита доли иностранных инвесторов в акционерных обществах, обществах, управляющих инвестиционными фондами, обществах срочных контрактов (фьючерс) и компаниях страхующих жизнь может иметь значение для европейских финансовых учреждений, но, по мнению Палаты, открытие китайского финансового рынка для иностранных инвесторов на практике все равно остается неполным. За последние годы лимиты капитала были отменены также в банковской сфере. Однако позднее открытие сектора, в котором уже доминируют китайские государственные банки, оставило европейским банкам мало возможностей.

Более того, самые интересные сферы, особенно трансграничные услуги, требовали лицензии, которая оставалась недоступной для большинства компаний.

Введенное новое правило, касающееся освобождения иностранных инвесторов от ограничений, содержащихся в негативных списках, Палата считает как шансом, так и опасностью. С одной стороны механизм позволяет «протестировать» результаты инвестиций в выбранных сферах, освобожденных от ограничений, и если результатом будет дальнейшее открытие рынка – это будет позитивно. С другой стороны, отсутствие понятных правил освобождения – это отсутствие прозрачности, уверенности и стабильности для инвесторов. Все большая ангажированность политики в ведение бизнеса может привести к тому, что инвестор вдруг может попасть в немилость, в зависимости от действий правительства своей страны.

Барьеры для иностранных инвесторов все еще остаются

Новые негативные списки – это важные шаги в направлении дальнейшей либерализации доступа иностранных инвесторов к китайскому рынку, предлагая им бóльшие возможности размещения капитала.

Однако в дальнейшем в некоторых ключевых сферах действуют запреты и ограничения. Запрещены иностранные инвестиции, касающиеся редких земель, информационных агентств, редакции, издания и производства книг, газет, журналов, аудиовизуальной продукции и электронных публикаций, всех видов трансиверных станций, телевизионных станций, каналов, радиочастот и телевизионных частот, сети радиовещания и телевещания, а также производства и обслуживания радийных и телевизионных программ, а также фирм, занимающихся производством и дистрибуцией фильмов.

Ограничения иностранных инвестиций остаются в таких сферах как: печать публикаций, телекоммуникационные предприятия и услуги ДВО, информационные интернет-сервисы, издательские онлайн-услуги, аудиовизуальные онлайн-программы, деятельность в сфере интернет-культуры (за исключением музыки) и публичные информационные услуги направленные на интернет, юридические услуги, исследования рынка, детские сады, лицеи и ВУЗы, медучреждения и производство транспортных средств (кроме спецтранспорта, транспорта с приводом на новую энергию и промышленные транспортные средства).

Индекс ограничений прямых иностранных инвестиций (the OECD`s FDI Regulatory Restrictiveness Index) для Китая уменьшился с 0,627 в 1997 г. до 0,449 в 2006 г. и 0,250 в 2018 г. – в масштабе от 0 (страна открыта на иностранные инвестиции) до 1 (страна закрыта на иностранные инвестиции). По данным OECD от 2018 г. Китай занимал 6 место как одна из наиболее закрытых экономик среди 64 исследуемых стран.

Реформа системы иностранных инвестиций и постепенное увеличение доступа к рынку для иностранных инвестиций имеет для Китая немалое значение, в частности стимулируя его развитие.

Стоимость рабочей силы в Китае растет, уменьшая его традиционный источник преимущества.

Китай также осознает, что в качестве места размещения иностранного капитала имеет все бóльшую конкуренцию. Стоимость рабочей силы в Китае растет, уменьшая его традиционный источник преимущества. В 2016 г. средняя месячная заработная плата на производстве (среднее вознаграждение в городах в не частном секторе) составила в Китае 720 долларов, что было намного выше, чем во Вьетнаме (250 долларов) или Малайзии (594 доллара).

В результате иностранные инвестиции в традиционные китайские отрасли промышленности, такие как текстильная отрасль, снизились и некоторые иностранные компании перенесли свою деятельность в соседние страны для экспортных целей. Согласно исследованию от 2019 г., проведенному среди американских компаний Американской торговой палатой в Китае, только 42 процента фирм считает Китай одной из трех крупнейших глобальных инвестиционных целей по сравнению с почти 80 процентами в 2009 г.

В условиях пандемии COVID-19 компании пересматривают свои стратегии, что не остается без влияния на их инвестиционные решения. Учитывая тенденции последних лет и текущую ситуацию, можно ожидать продолжение процесса открытия Китая и дальнейшего улучшения инвестиционного кимата, в том числе в юридическо-административной сфере.

Фот. freepik

Теги