TransInfo

Новый номер один для Китая. Большой прыжок в торговле между Китаем и АСЕАН

Эту статью можно прочитать в 9 минут
|

1.07.2020

Первый квартал 2020 года принес сюрприз в международной торговле Китая. Страны, входящие в Ассоциацию государств юго-восточной Азии (АСЕАН) опередили Евросоюз и стали крупнейшим торговым партнером Поднебесной. Электроника стала решающей отраслью.

В соответствии с китайской статистикой, до марта 2020 года торговый оборот между Китаем и странами АСЕАН вырос до почти 142 млрд долларов. В свою очередь обмен с ЕС составил в аналогичном периоде чуть менее 126 млрд евро.

Данные за апрель свидетельствуют, что АСЕАН удержало доминирование – обмен с Китаем достиг уровня 51,2 млрд долларов по сравнению с чуть менее 51 млрд долларов с ЕС.  За первые четыре месяца 2020 г. китайский торговый оборот со странами ASEAN вырос на 12 процентов в годовом соотношении, а с ЕС – на 9 процентов.

Стоит отметить, что Поднебесная уже намного раньше стала крупнейшим рынком Ассоциации – по импорту с 2007 г., а по экспорту с 2010 г.

В большой мере за прыжок в торговле между Китаем и АСЕАН отвечает электроника в широком ее значении (чиповые и микропроцессорные конденсаторы, а также аналого-цифровые преобразователи), импорт которой в Поднебесную вырос на 26 процентов за первый квартал 2020 г. В период пандемии Китай закупал из стран АСЕАН больше товаров, связанных с производством медицинских материалов, например хлопок или лекарства. Однако это явление можно рассматривать как случайное и такого типа импорт будет падать по мере подавления миром пандемии COVID-19.

В последнее время большое количество технологически продвинутых китайских фирм перенесли головной офис на территорию АСЕАН, где продукция производится дешевле, а потом экспортируется в Китай, упаковываются и отправляются в мир с наклейкой «Made in China» Это увеличивает импорт из стран ассоциации и укрепляет связи между экономиками.

Торговля между Китаем и странами АСЕАН растет также благодаря новым стратегиям Пекина, заключающимся в интенсификации поставок из региона. Пекин открыл специальные зоны (в окрестностях Вьетнама, Мьянмы и Лаоса), привлекающих компании из АСЕАН многочисленными льготами, в том числе налоговыми, поощряющими к увеличению сотрудничества с Китаем. За последние месяцы, кроме интенсификации торговли с Сингапуром, можно наблюдать особо высокий рост оборотов с Вьетнамом и Индонезией. Импорт из Вьетнама вырос рекордно почти на 1/4 в первом квартале, а из Индонезии на 13 процентов в годовом соотношении.

ВРЭП объединит договором свободной торговли АСЕАН, Китай, Японию, Южную Корею, Австралию и Новую Зеландию. Это будет крупнейшее соглашение о свободной торговле в мире,

В принципе в последнее время юго-восточная Азия стала плацдармом для многих международных корпораций, например для Samsung, которые хотят избежать растущих расходов, связанных с торговой войной между Китаем и США. Большое количество предпринимателей перенесли свои фабрики, например, в Малайзию, Вьетнам или Таиланд. Эти компании настроены в основном на удовлетворение спроса в Китае. Многим из них все еще необходимо сырье, оборудование, знания и технологии из Поднебесной, многие зависят от китайского потребителя, а все это способствует торговому обмену на линии Китай-АСЕАН.

На фоне большого соглашения

Поворот Китая в сторону АСЕАН очевиден, если учесть переговоры по «Всестороннему региональному экономическому партнерству» (анг. Regional Comprehensive Economic Partnership; ВРЭП), – соглашению, которое должно быть формально подписано в 2020 г. Недавно как раз закончился 30 раунд переговоров. ВРЭП объединит договором свободной торговли АСЕАН, Китай, Японию, Южную Корею, Австралию и Новую Зеландию. Это будет крупнейшее соглашение о свободной торговле в мире, которое будет охватывать около половину населения планеты. Страны ВРЭП отвечают за 1/3 глобального ВВП, их торговый оборот оценивается в около 10 биллионов долларов и реализует 1/4 глобальных потоков капитала. Воздействие ВРЭП на мировую экономику было бы еще больше, если бы в последний момент Индия не отказалась от соглашения.

Большое количество технологически продвинутых китайских фирм перенесли головной офис на территорию АСЕАН, где продукция производится дешевле, а потом экспортируется в Китай, упаковываются и отправляются в мир с наклейкой «Made in China»

Реализация РВЭП увеличит прозрачность торговли и инвестиций, а также облегчит включение малых и средних компаний, в частности из АСЕАН, в глобальные и региональные цепочки поставок.

А вот техническое сотрудничество с продвинутыми индустриализированными странами, такими как Япония, Южная Корея, Новая Зеландия и Австралия поможет АСЕАН и Китаю в разработке лучшей, более конкурентной продукции. Страны южно-восточной Азии уже сейчас характеризуются высокими показателями внутриотраслевой торговли, прежде всего из-за быстро развивающегося сектора электроники и сильной позиции в цепочке поставок, а РВЭП только укрепит эту тенденцию, снижая пошлины и предоставляя возможность трансфера инновации.

АСЕАН имеет много заключенных договоров о свободном сотрудничестве со своими партнерами. Однако РВЭП упростит правила и процедуры, касающиеся каждого договора о свободной торговле в рамках одного соглашения. Ограничит существующую неэффективность в торговле связанную, например, с эффектом «миски спагетти» (то есть причастность стран к значительному количеству интеграционных групп). От заключения соглашения много получат Филиппины.

Рынки РВЭП станут открытыми для более 90 проц. филиппинской продукции, а прежде всего услуг. Также Таиланд и Индонезия укрепят свою позицию в цепочках поставок. Малайзия, вероятно, получит лучший доступ к сырью, а Вьетнам плотнее интегрируется с цепочками поставок в сфере ICT, текстиля и обуви, а также сельскохозяйственной продукции. Выиграют также менее развитые страны АСЕАН – например, в сфере более быстрого нивелирования разницы в развитии по сравнению с остальными странами соглашения. Относительно немного, особенно в короткой перспективе, на соглашении выиграет Сингапур, который уже раньше подписал договора о свободной торговле со всеми странами РВЭП.

Однако на данный момент сложно однозначно констатировать насколько РВЭП способствует укреплению роли АСЕАН в регионе. Все зависит от того, как будет сформулирован окончательный текст соглашения. Будет ли это только незначительное улучшение прежних соглашений или станет предвестником единого рынка? А может будет выполнять роль инструмента, увеличивающего зависимость АСЕАН от Китая?

Постоянность тенденции

При оценке роли АСЕАН в китайской торговле следует принять во внимание то, что с января из статистики ЕС исчезла Великобритания, которая была для Китая третьим евросоюзным экспортным (после Германии и Нидерландов) и импортным (после Германии и Франции) рынком. В 2018 г. она отвечала за почти 14 проц. экспорта из Китая на рынок ЕС. Почти 9 проц. импорта из Поднебесной в страны тогда еще ЕС-28 попадало на британские острова. Однако нельзя полностью объяснить перетасовку среди торговых партнеров Китая брекситом, так как еще при учете британской торговли в рамках статистики ЕС (последние месяцы 2019 г.) страны АСЕАН обогнали ЕС.

Странам юго-восточной Азии способствует торговая война между Китаем и США, благодаря которой они стали продлением китайских цепочек поставок.

Дополнительно борьба ЕС с пандемией привела к общему падению торговых оборотов союза. С января по март общий союзный экспорт упал на 3,2 проц. от года к году, а импорт уменьшился на 5,3 проц.. Закрытие экономик сильно ударило по торговле с Китаем, обороты с которым упали в первом квартале 2020 г. на 9,6 проц.. Большее падение среди основных партнеров ЕС отметила только Великобритания (-10,4 проц.).

Вместе с эскалацией конфликта с Вашингтоном Пекин понемногу укрепляет отношения с другими рынками, которые могут заполнить брешь от торговли с США. Естественным выбором стали близкие не только географически, но и все теснее сотрудничающие с Китаем в разных плоскостях страны АСЕАН.

Однако сложно оценить, не вернется ли ЕС на место основного торгового партнера Китая после окончания пандемии. Нужно помнить, что европейский рынок в 2-3 раза больше АСЕАН, что дает возможность восстановить место лидера. А вот странам юго-восточной Азии способствует торговая война Китая и США. Благодаря ей страны АСЕАН стали продлением китайских цепочек поставок.

Постепенное возвращение Китая к уровням производства до COVID-19 приведет к росту спроса на сырье, поставляемое, например, из Индонезии, Малайзии, Мьянмы и Лаоса. А вот повышенный спрос на полупроводники или другие продукты электрической отрасли, производимые в регионе, побуждаемый, в частности, развитием технологии 5G, будет положительно влиять на китайские связи с рынками АСЕАН. В то же время страны АСЕАН надеются, что даже после возможного окончания конфликта США-Китай, они сумеют удержать корпорации, которые к ним переехали. Поэтому стараются улучшать условия ведения бизнеса как юридические, таки и физические. Это видно по улучшающемуся положению этих стран в рейтинге «Doing Budiness» Мирового банка.

Фот. Wallpaperflare/free domain

Автор статьи: Иева Цеслик, доцент в Познанском экономическом университете; специализируется на китайском финансовом рынке. www.obserwatorfinansowy.pl

Теги