Новый шелковый путь глазами практика: Необходимо стабилизировать расходы, только тогда он будет привлекательным для грузоотправителей

Эту статью можно прочитать в 6 минут
|

22.01.2020

Новый Шелковый путь – это проект, интенсивно финансируемый правительством Китая. – За последние два года ставки фрахтов снизились, но в случае железнодорожного транспорта затраты не прозрачны. Это, безусловно, также связано с субсидиями, – говорит в интервью для Trans.INFO Ларс Бостелманн из Global Management Oceanfight в Dachser.

Наталья Якубовска, Trans.INFO: Какие условия должны быть выполнены для ведения бизнеса в Китае иностранной организацией?

Ларс Бостелманн, manager business administration & development, Global Management Oceanfreight в Dachser: В принципе, никаких требований нет, но хорошо бы было, если бы у компании был собственный филиал в Китае, чтобы она могла устанавливать контакты с терминалами и сервис-провайдерами на месте. В целом межконтинентальный железнодорожный транспорт стал сегодня стандартным продуктом, так как он заполняет нишу между воздушными и морскими перевозками.

Как железнодорожный транспорт выглядит при сравнении с морским и воздушным? Где его наибольший потенциал?

Очевидно, они преобладают по времени по сравнению с морским транспортом. При среднем времени транспортировки 16-20 дней, поезд на 15-20 дней быстрее, чем морской фрахт. Есть даже сообщения между Китаем и Германией, которые длятся еще быстрее (например, 11 дней). Конечно, самым быстрым остается воздушный путь, но он имеет некоторые ограничения по объему и весу, если перевозка не должна быть слишком дорогой. Поэтому можно с уверенностью сказать, что при железнодорожных перевозках среднее преимущество по затратам составляет, по крайней мере, 80 процентов по сравнению с авиаперевозками.

Новый Шелковый путь – это проект, интенсивно финансируемый правительством Китая. Являются ли текущие транспортные расходы реальной стоимостью? Чего можно ожидать в долгосрочной перспективе?

К сожалению, только время может это показать. В случае морских перевозок затраты часто не возмещаются, а в случае железнодорожных перевозок, затраты не являются прозрачными. Это, безусловно, также связано с субсидиями, которые Китай предназначает на расширение Нового Шелкового пути. Тем не менее, за последние два года ставки фрахта снизились. Продолжится ли эта тенденция, трудно сказать. Субсидии от китайского правительства запланированы до 2021 года. Что будет дальше, предсказать невозможно. 

Какие товары перевозятся? Какие товары не допускаются – например, по политическим или техническим причинам? Есть ли какие-нибудь ограничения?

На запад перевозятся типичные потребительские товары, такие как бытовые товары и текстиль. Что касается восточного направления, то в упаковочных листах преобладают машины и запасные части. Обе группы товаров типичны для товарных потоков между Китаем и Европой.

Китайскими железнодорожными операторами также запрещены так называемые «Опасные грузы». Сложная ситуация складывается также для отдельных продуктов питания, экспорт которых из ЕС запрещен Россией, которые имеют свою страну происхождения, например, в Швейцарии и перевозятся в Китай через Россию. Многие операторы из-за этой ситуации прекратили осуществлять такие перевозки. Это также побудило нас прекратить транспортировку охлажденных продуктов. Кроме того, следует иметь в виду, что во время транспортировки существует большая разница в высоте, что иногда приводит к значительным колебаниям температуры.

А как справиться с такой проблемой, как транспортировка продуктов при контролируемой температуре?

На данный момент она остается нишей, с обслуживанием которой трудно справиться, поскольку инфраструктура не приспособлена для этого вида транспорта. Большая часть маршрута не электрифицирована, поэтому питание холодильных агрегатов невозможно.

Как происходит железнодорожный транспорт на Новом Шелковом пути? Как обслуживаются поезда? Где происходит перегрузка? С какими простоями следует считаться?

В отличие от воздушного и морского транспорта, при межконтинентальном железнодорожном сообщении между Китаем и Европой должны выполняться различные технические требования. Таким образом, так называемое изменение ширины колеи происходит на пункте пропуска через границу из Китая и в Китай, а также на пункте пропуска через границу из ЕС и в ЕС. Контейнеры на пограничном терминале загружаются из одного поезда в другой, стоящий рядом. Это необходимо, потому что ширина колеи в Китае, России и ЕС отличается. В ходе этого процесса всегда возникают заторы и узкие места, что также влечет за собой задержки. Однако мы видим улучшение и в этой области.

Новый Шелковый путь проходит через многие страны, поэтому обеспечение безопасности грузов должно быть главным приоритетом. На что следует обращать внимание? Какие опасности могут возникнуть на маршруте?

Поскольку поезда проходят через районы с различными климатическими условиями, они подвержены большим перепадам температур и высоты. Однако аналогичная ситуация касается также транспортировки по воздуху или по морю. Поэтому товары в контейнерах поезда должны быть упакованы также, как и при морской перевозке. Кроме того, они закрыты и запломбированы, а также контролируются на терминалах для предотвращения краж, которые до недавнего времени были проблемой.

Какие логистические направления являются перспективными?

В настоящее время основными маршрутами являются Транссибирская магистраль и Новый Шелковый путь. Рассматривается вопрос о присоединении Японии, Кореи и Тайваня. Существуют также региональные инициативы. Например, Европейский союз хотел бы соединить трансъевропейские транспортные сети с инфраструктурой в Восточной Европе и Центральной Азии.

Что, по Вашему мнению, должно быть улучшено в организационном плане, чтобы в полной мере использовать потенциал Нового Шелкового пути?

Помимо улучшения инфраструктуры в виде терминалов и обеспечения совместимости железнодорожных путей, необходимо также усовершенствовать документооборот и таможенные процедуры, что, как и в других областях, требует единого, унифицированного цифрового решения. Желательно также сократить время в пути на некоторых участках, например, в Германии и Польше, чтобы в конечном итоге достичь общего общего транзитного времени на уровне восьми дней. Благодаря этому железнодорожные перевозки были бы такими же привлекательными с точки зрения времени, как и воздушные перевозки.

Расходы также должны стабилизироваться, потому что только в этом случае продукт будет привлекательным для грузоотправителей в долгосрочной перспективе и сможет быть интегрирован в логистические цепочки в будущем.

 

Теги