TransInfo

Фот. "Платон"

«Платон» – мощнейший раздражитель. Куда в России идут деньги «на дороги»?

Система сбора платы за дороги с тяжелых грузовиков «Платон» - один из мощнейших раздражителей в российском обществе. Транспортники считают, что ее необходимо отменить, иначе она погубит всю отрасль.

Эту статью можно прочитать в 6 минут

В России очередное повышение поборов за дороги. Если прошлогодний февраль принес грузоперевозчикам подорожание на 8,55 проц, то нынешний ознаменовался ростом тарифов в системе «Платон» на 12 проц. Что в денежном эквиваленте означает повышение на 30 коп. до 2,84 рубля за километр федеральной трассы.

Вообще-то, изначально чиновники планировали повышение на 17,3 проц., что означало бы повышение на 44 коп. до 2,98 руб за километр. Но, просчитав социальные риски, власти умерили свои запросы.

Ежегодно растущие просто «на глазах» тарифы «Платона» являются мощным раздражителем и приводят к «росту социальной напряженности».

«Платон» — один из мощнейших раздражителей общественного мнения в РФ, всем известно, что данная система к государству имеет весьма опосредованное отношение. Имеется концессионное соглашение от 2014 года между Росавтодором и конторой под названием ООО «РТ-Инвест транспортные системы». Соглашение секретное — типа «коммерческая тайна».

Портал «Свободная пресса» сообщает, что «РТ-Инвест транспортные системы» лишь на 50 проц. принадлежит компании, почти на четверть — Игорю Ротенбергу, сыну миллиардера Аркадия Ротенберга, на 19 проц. – Андрею Шипелову, «мусорному королю» России и 7,5 проц. владеет Антон Замков. Так что деньги «на дороги», которые власти старательно собирают для государства, в лучшем случае, наполовину доходят до назначения.

«Если мы говорим про логистическую отрасль, то все удорожания, как обычно, ложатся на конечного потребителя, — поясняет учредитель транспортно-логистической компании VIG Trans Игорь Ребельский. – Надо понимать, что данный бизнес достаточно низкомаржинальный. На внутреннем рынке, при перевозках по РФ, заработок минимальный, он идет больше на объеме. В этой ситуации, как обычно, выиграют крупные автовладельцы, поскольку у них всегда есть подушка, некий зазор, где можно принимать решения в ту или иную сторону».

Осторожно, «двери», и «окно», закрываются

Ситуация в транспортно-логистической отрасли оставляет желать лучшего. Согласно опросу, проведенному в декабре «ATI. SU», более 56 проц. перевозчиков находятся на грани выживания. Почти половина автомобильных компаний исчезла с рынка. Частные малые перевозчики оказались «слабым звеном», их деятельность больше не приносит дохода.

«Еще осенью 2022 года я продал свой Renault Magnum 440 — все, откатался. Продал, как только узнал на сколько вырастет тариф «Платона». Уже и так работал почти «в ноль», а еще большее увеличение себестоимости просто не потянул бы. Посчитал, что сборы в себестоимости каждого километра дойдут до 18 проц., и принял решение. И так расходники и запчасти подорожали в разы, концы с концами с трудом сводил. А тут еще и это… — рассказал свою историю бывший водитель-дальнобойщик Алексей. – Устроился водителем в госструктуру, платят, конечно, мало, но иных вариантов нет. Хорошо, родственники помогли, нашему брату сейчас непросто работу найти».

Себестоимость автоперевозок выросла. На многих направлениях и по целому ряду перевозок заметно падение заказов в несколько раз.

«Контейнерооборот порта Санкт-Петербург упал где-то на 85 проц. Не вижу ни одной причины для достижения в ближайшее время тех цифр контейнерооборота, какие были в 2021 году. И это не вопрос того, заработают новые линии или нет. Это вопрос адекватного восприятия происходящего. В моем понимании наступила некая новая реальность, в которой порт Санкт-Петербург не может занимать такое же место, какое занимал в старой. Конечно, что-то восстановится, но в прошлое мы не вернемся, — считает  Андрей Карпов, директор аналитического агентства «Дорн». – Не будет больше обмена грузами в таких объемах, как было между Россией и Европой. Функция «окна в Европу» завершена. Городу надо менять одну из вековых парадигм своего развития. А уж если и говорить о сохранении функции «окна» в какой-то степени, то это должно быть «окно» в Латинскую Америку и Западную Африку».

В редких случаях фиксируется увеличение грузопотока, но, в основном, отрасль терпит убытки. Снижение импорта произошло на 16 проц — приводит данные Федеральная таможенная служба (ФТС). По ряду ведущих направлений наблюдается снижение поставок на 20−25 проц.

«Заморозить» «Платон» или отменить

Чтобы спасти отрасль представители транспортно-логистической сферы предлагают «заморозить» тарифы «Платона». Вскоре после начала войны России против Украины, был зарегистрирован законопроект № 87463−8, который предусматривал отмену системы «Платон». Но был тут же заблокирован российскими чиновниками.

Минтранс в конце апреля 2022 года заявил, что если плату «заморозить» или вовсе отменить, то сократится объем дорожных работ, что приведет к увеличению безработицы.

«Приведет к возникновению рисков сокращения рабочих мест на предприятиях дорожной отрасли, производствах строительных материалов и машиностроения, то есть к уменьшению сектора экономики со значительным мультипликативным эффектом», – обосновали свой отказ чиновники.

Благодаря плате за проезд дорогами в системе «Платон» дополнительно изыскивается около 40 млрд. рублей (527,5 млн евро) в год.

В 2022 году чиновники выделили и «освоили» 15 млрд. рублей (почти 198 млн евро), на разработку контента, а именно, компьютерных игр. В 2023-м подобный контент также оказался востребованным, потому расходы заложили в бюджет — утверждает Иван Рыбин.

Но такая сумма была бы не лишней для перевозчиков, которые едва сводят концы с концами. Проблемы в отрасли наматываются как снежный ком: автопарки не пополняются, нехватка запчастей нарастает, дефицит водителей увеличивается. Экономика, перестраиваясь на военные рельсы, тянет основные сферы в пропасть.

Теги